Российские и зарубежные эксперты делятся опытом, как упростить работу со строительной техникой в холодное время года.
Заполните топливный бак зимним топливом
Эксперты компании Liebherr рекомендуют перевести спецтехнику на зимнее горючее даже в том случае, если она не будет эксплуатироваться в ближайшие месяцы — «зимовать» следует с подходящим по сезону бензином или дизельным топливом. Эксперты компании «Оркестр Техно», специализирующейся на аренде строительной техники и имеющей большой опыт работы в северных регионах России, добавляют: на ночную стоянку спецтехнику зимой следует ставить с полным или хотя бы не пустым топливным баком. В противном случае на стенках бака может образоваться изморось, которая затем растает и стечет водой на дно бака, откуда попадет в топливную систему.
Проверьте аккумулятор и стартер
Если строительная техника не будет эксплуатироваться в зимний период — перед «заморозкой» машины извлеките аккумулятор, храните его в теплом сухом месте и регулярно подзаряжайте. Если же зимой данной технике предстоит много трудиться, аккумуляторную батарею нужно подготовить к морозам. Руководитель сервисной службы компании «Оркестр Техно» Анатолий Бакушин советует проверить уровень заряда батареи — он должен составлять 100%. Плотность электролита в батарее по окончании заряда должна быть не ниже 1,27 г/см.куб., напоминает эксперт. А уровень зарядного напряжения на спецтехнике должен быть не ниже 13,8 В и не выше 14 В.
Защищите от замерзания все жидкости в спецтехнике
Сервисные специалисты компании Liebherr рекомендуют не только поменять жидкость стеклоомывателя на незамерзающую, но и проверить защиту от замерзания радиатора, а также регулярно проверять уровень «незамерзайки».
Проверьте работоспособность освещения
По мнению экспертов той же компании Liebherr, в зимнее время (когда строительная, дорожная, землеройная и прочая техника большую часть времени работает при искусственном освещении) лучше использовать светодиодные фары. Они более эффективны и безопасны и меньше расходуют заряд аккумулятора.
Защитите корпус и внутренние части спецтехники от коррозии
И зарубежные, и российские производители спецтехники, разумеется, выбирают надежные и долговечные материалы для кузова техники и покрывают его защитой от коррозии. Но если спецтехника не новая, перед сезоном морозов и снегопадов, чередующихся с оттепелями и солнечными днями, стоит обновить антикоррозийное покрытие спецтехники.
Также эксперты Liebherr напоминают о том, что спецтехника, работающая в городах, требует дополнительной защиты от солей и химии, используемой дорожными и коммунальными службами для борьбы с гололедом.
Подогрейте стекла и зеркала
Функции обогрева боковых зеркал и заднего стекла — это не роскошь, а необходимость в суровом российском климате. Это залог не только комфортной и эффективной, но и безопасной работы на спецтехнике.
Кроме того, до наступления морозов стоит убедиться в том, что система отопления и кондиционирования в кабине исправна и ее работа не приводит к запотеванию стекол. Также имеет смысл заменить резиновые накладки на стеклоочистителях и регулярно протирать «дворники» специальной смазкой и спиртом. Кстати, зимой у спецтехники могут примерзать не только «дворники»: чтобы избежать «заедания» дверей кабины из-за примерзания, опытные специалисты рекомендуют натирать резиновые прокладки (ленты) на дверях и окнах кабины вазелином или обыкновенной гигиенической помадой.
Облегчите запуск двигателя, не забывая о технике безопасности
При «глубоком минусе» за бортом предпусковой прогрев двигателя существенно сэкономит время, нервы, деньги и здоровье при эксплуатации спецтехники, у которой нет теплого гаража или ангара. Некоторые модели строительной техники, поставляемые в Россию, оснащаются предпусковым подогревателем в стандартной комплектации. Почему пусковой подогреватель лучше, чем электрофакельное устройтсов, объясняет инженер-эксперт по оценке технического состояния имущества компании «Оркестр Техно» Николай Вершалович: «Факел» подогревает только воздух в цилиндрах двигателя, а не жидкость в системе охлаждения и моторное масло. Поскольку насос не может быстро прокачать холодные жидкости по системам охлаждения и смазки, это может привести к преждевременному износу деталей. Так что начинать подогрев двигателя нужно именно с подогрева масла в поддоне картера. Но самое важное — никогда не оставлять включенный пусковой подогреватель без присмотра: если подогреватель неисправен, это может привести к пожару или даже взрыву.
Еще один инженер-эксперт по оценке технического состояния имущества компании «Оркестр Техно» Юрий Черкашин считает, что фильтр тонкой очистки — это самое уязвимое место топливной магистрали: из-за повышения вязкости топлива и скопления в нём кристаллов парафинов в морозы этот фильтр быстро забивается. Электрический подогреватель в виде накладной обоймы (бандажа) устанавливается снаружи на корпус фильтра тонкой очистки и помогает избежать засорения фильтра.
Обратитесь к производителю или дилеру спецтехники за советами
Как бы ни была проста в эксплуатации и надежна современная строительная и спецтехника, владельцы и арендаторы техники могут просто не знать о некоторых хитростях, облегчающих ее работу. Например, запуск некоторых видов техники зимой можно выполнять намного быстрее и безопаснее, если следовать советам производителя. Директор по развитию продаж ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Денис Куваев рассказывает: «Одно из главных преимуществ спецтехники ЧЕТРА – бесперебойная работа даже при низкой температуре окружающего воздуха. Тем не менее, если машина транспортируется или простаивает при очень низкой температуре воздуха (до минус 40°С - минус 50°С в зависимости от типа техники), ее узлы и агрегаты могут промерзать, в результате чего реакция техники при воздействии на руль или педаль тормозов может быть замедленной, а в системе управления возможны гидроудары. В этом случае машину необходимо постепенно готовить к интенсивной эксплуатации».
Основные советы по работе спецтехники в суровом климате на примере вездехода ЧЕТРА ТМ140
Вот несколько основных советов по работе промышленной спецтехникой в зимний период на примере вездехода ЧЕТРА ТМ140 – машины ЧЕТРА, которая чаще всего работает в суровом климате. Итак, при первом запуске двигателя ЧЕТРА ТМ140 в мороз до минус 40°С необходимо выполнять действия в следующем порядке:
- прогреть двигатель при помощи отопителя до температуры охлаждающей жидкости от +40 до +50°С;
- отключить трансмиссию соответствующей рукояткой раздаточного редуктора и запустить двигатель;
- продолжая прогрев двигателя, включить трубчатые электронагреватели для подогрева масла трансмиссии в течение одного часа;
- заглушить двигатель и подключить трансмиссию;
- запустить двигатель, установить обороты от 800 до 1000 об/мин и поработать на «нейтрали» в трансмиссии не менее 15 минут;
Для дальнейшего разогрева масла необходимо пять-шесть раз чередовать следующие действия: активизировать «стоповый» режим гидротрансформатора и поворачивать руль вездехода вправо и влево (на месте) при работающем двигателе. Для этого нужно нажать до упора на педаль остановочных тормозов, включить IV или V передачу и дать трансмиссии работать полминуты-минуту при оборотах двигателя от 800 до 1000 об/мин. После этого выключить передачу и на «нейтрали» в течение нескольких минут плавно поворачивать штурвал ЧЕТРА ТМ 140 влево и вправо до крайних положений.
Следующий этап прогрева вездехода – получасовой пробег с минимально возможной скоростью на II передаче. При этом надо периодически нажимать на педаль тормозов до остановки и поворачивать машину вправо и влево.
Отметим, что движение ЧЕТРА ТМ 140 необходимо начинать на малой скорости для достаточного прогрева масла в бортовых передачах, а также узлов ходовой части, в первую очередь, амортизаторов. Прогревать узлы и агрегаты вездехода нужно до тех пор, пока управление поворотом машины не станет уверенным, и лишь затем включать более высокую передачу.
Более подробную инструкцию по работе с ЧЕТРА ТМ 140, в том числе, пошаговое руководство по запуску вездехода при низкой температуре, можно прочитать в руководстве по эксплуатации машины. Необходимо отметить, что точное соблюдение инструкции по запуску ЧЕТРА ТМ 140 при температуре до -40°С гарантирует отсутствие негативных последствий для технического состояния машины.
Не забудьте также обеспечить спецтехнику подходящей зимней резиной (в том числе и "запаской"), запастись сезонными ГСМ и положить руководство по эксплуатации данной техники в доступное место — и тогда зима пройдет в эффективной позитивной работе без простоев. Если же и после всех этих мер ваша спецтехника все-таки простаивает зимой — возможно, вам стоит сдать ее в аренду.
По материалам: http://letmart.com/